Кто такой логопед-психолог?
Как многим известно, логопед-психолог – это специалист, который обладает знаниями сразу в двух направленностях. Такой врач занимается преимущественно детьми, но взрослый человек тоже может обратиться к нему за помощью.
Профессия дефектолога с психологическим уклоном подразумевает не только коррекцию имеющихся дефектов речи, но и работу с культурой речи, поведением ребенка и другими когнитивными аспектами.
Специалист данного профиля, в первую очередь, остается логопедом, поэтому борется со всевозможными проблемами произношения. Однако у детей важную роль играет психологическое развитие, без которого постановка звуков станет бесполезной. В детском возрасте большинство нарушений речи обусловлено патологией, требующей вмешательства нейропсихолога.
Чтобы родители не бегали от одного доктора к другому, была создана смежная специальность – детский логопед и психолог.
К логопеду-психологу на консультацию направляют детей с нарушениями речи, обусловленными следующими факторами:
- ЗВУР (задержка внутриутробного развития);
- ДЦП (детский церебральный паралич);
- недостаточная социализация ребенка (отсутствие близких людей рядом, равнодушие родителей, дефицит общения и так далее);
- перенесенные психологические травмы (чаще всего подразумевается сильный испуг);
- органические поражения головного мозга (черепно-мозговые травмы, родовой травматизм, хроническая или острая гипоксия плода);
- наследственная предрасположенность;
- генетические нарушения.
Специальный педагог, имеющий образование в сфере психологии, поможет ребенку не только научиться разговаривать, но также преодолеть фобии и блоки в общении, справиться с комплексами.
Когда следует обращаться к логопеду-психологу?
Родители знают, что врач логопед-психолог занимается нарушениями речи, однако они не всегда представляют, в каких ситуациях ребенка следует отправить на прием. Такой учитель с психологическим уклоном занимается следующими проблемами:
- полным отсутствием речи у детей (вне зависимости от причин возникновения проблемы);
- нарушениями произношения отдельных звуков и их сочетаний;
- ускоренным или замедленным темпом речи;
- дефектами голоса (громкостью, ритмом произношения, проглатыванием некоторых звуков);
- проблемами с пониманием смысла слов;
- заиканием (подавляющее большинство случаев связано с психологическим фактором, и лишь часть ситуаций обусловлена наследственным фактором);
- нарушениями воспроизведения и восприятия речи при сопутствующих серьезных патологиях (чаще всего подразумевается отставание психического развития).
Во время работы логопед-психолог обращает внимание на факторы, которые препятствуют нормальной речи ребенка и пытается их устранить. Особый подход нужен к группам детей с малоумием, так как большинство игровых методик будут для них слишком сложными. Кроме того, логопед-психолог в некоторой степени работает с родителями малыша, особенно, если нарушение речи было обусловлено их ошибками.
Занятия проводятся как индивидуально, так и вместе с близкими.
Почему детям лучше обращаться к логопеду-психологу?
Когда ребенка направляют к специалисту по исправлению речи, следует учитывать этиологические факторы проблемы. На приеме у логопеда-психолога ребенок сможет не только исправить произношение, но также избавиться от ментальных триггеров, обуславливающих проблему или возникших из-за ее наличия. Логопед-психолог комплексно подходит к занятиям с ребенком и разрабатывает индивидуальные программы коррекции речевых дефектов в зависимости от патологии, возраста и специфических характеристик психики малыша.